15.05.2005Основываясь на принципах симметрии | | |
Продолжая разговор об оптимизации кузовного ремонта, начатый в предыдущем номере нашего журнала, мы хотим предложить вашему вниманию рассказ о новой измерительной системе, принцип работы которой основывается на незыблемых законах симметрии.
Оговоримся сразу: система эта в высшей степени нетрадиционна, и когда мы в первый раз несколько поверхностно ознакомились с принципами ее функционирования, у нас, признаться, возникли весьма серьезные сомнения по поводу ее адекватности и работоспособности вообще. Но последующее изучение этого оборудования развеяло все опасения, поскольку мы окончательно убедились в том, что оно не только работает, точно измеряя деформацию кузова автомобиля, подсказывая, как действовать жестянщику в сложившихся условиях, но и очень удобно в использовании, что выгодно отличает ее от других систем. Более того, именно нетрадиционность позволяет измерительной системе Wedge Clamp быть такой простой и удобной без ущерба для ее функционального предназначения.
Измерять надо! Но чем?
На рынке существует довольно много всевозможных измерительных систем, с которыми опытные мастера давно и хорошо знакомы. Принципы работы этих систем и их устройство не составляют какой-то тайны, но лишь в том случае, когда специалист прежде уже работал на подобном оборудовании. В противном случае представить себе, как реализуется в нем измерительная функция, не всегда возможно. Более того, не всегда можно до покупки оценить продолжительность установки и трудозатраты на эксплуатацию системы, хотя два этих параметра являются, пожалуй, одними из первостепенных характеристик любого технологического оснащения, в том числе и измерительной системы. Ведь нам очень важно иметь под рукой максимально точно работающий инструмент, установка которого и подготовка к работе занимают минимум времени.
Невозможность проведения подобной оценки заставляет оперировать при выборе системы в основном только одним параметром, а именно - ее ценой. Но количество денег не скажет нам, насколько эффективно применение системы, поскольку эффективное применение системы может быть крайне затруднительно вследствие чрезвычайной трудоемкости всех процессов, связанных со сборкой, установкой и наладкой высокоточного оборудования.
Однако практика показывает, что системы довольно часто приобретаются без предварительной оценки наиболее важных параметров. К чему это приводит, все вы, без сомнения, хорошо знаете: довольно дорогое и необходимое оснащение (мерить-то обязательно надо, и от этого факта никуда не уйти) практически без дела пылится в подсобках или в кладовках сервисных станций, никак себя не окупая. К его услугам прибегают крайне редко и только в экстренных случаях. И происходит это в силу уже названных факторов: высокая трудоемкость настройки и наладки системы, занимающая много времени, не дает возможности частого ее использования. Кузовщик, видя, что перед ним не очень сложный ремонт, сто раз подумает: а стоит ли связываться со столь трудоемкой в работе системой, тратить дорогостоящие часы на ее установку, настройку и т. д. или же лучше попытаться поправить все «на глазок»? В большинстве случаев предпочтение отдается второму варианту, результатом чего, как правило, является неточное восстановление геометрии.
Хотя при этом каждый специалист кузовного ремонта втайне мечтает о неком простом в применении инструменте (сродни классической телескопической линейке или рулетке), который позволял бы даже при несложных операциях обеспечить быстрый и легкий контроль геометрии кузова автомобиля.
Канадское «ноу-хау»
Мы прекрасно понимаем, что жестянщики — весьма консервативный народ. Они привыкли смотреть на все новое через призму собственного опыта, буквально в штыки воспринимая то, с чем пока еще сами не знакомы достаточно хорошо. Однако мы все-таки возьмемся за неблагодарное занятие: попытаемся объяснить, что «ноу-хау», предложенное канадскими инженерами, несмотря на всю свою предельную нетрадиционность, заслуживает их внимания.
Так чем же руководствовались канадские конструкторы, когда разрабатывали эту систему? Да все той же статистикой, озвученной нами в предыдущем номере. Исходя из нее, напомним: основную массу ремонтов, с которыми сталкиваются специалисты жестяно-малярных участков, составляют легкие и средние повреждения, когда деформации носят локальный характер.
К тому же нужно учесть и тот момент, что большинство современных авто, а вернее, кузовов этих авто имеют строго запрограммированную, конструктивно заложенную деформацию. То есть после удара в одну из сторон машины деформируется именно эта сторона кузова, и повреждения дальше не распространяются. Это, в свою очередь, обеспечивает и гарантирует то, что удары легкой и средней силы приводят не к серьезным конструктивным изменениям геометрии всего кузова, а только к локальному повреждению или смещению отдельных элементов.
Что в таких случаях мы имеем? Правильно. Мы всегда будем иметь целую и разбитую сторону. Поэтому хорошо бы располагать такой измерительной системой, которая могла бы легко и быстро переносить замеры с целой стороны на поврежденную. И тогда мало того, что на проведение измерений мы тратили бы минимум времени, но мы еще и избавились бы от необходимости наличия и постоянного обновления базы данных контрольных точек кузовов.
Именно этот принцип — принцип симметрии — и реализован конструкторами Wedge Clamp в своем детище. Что-то подобное отыскать просто невозможно. Более того, некоторые фирмы в свое время пытались создать нечто похожее, но не достигли вожделенного успеха и сделать конструкцию, работающую по принципу симметрии, так и не сумели. Хотя, если говорить честно, на вид она выглядит весьма примитивно. И многие не верят, что система работает. Но все проводимые измерения абсолютно точны. В этом смогли убедиться многочисленные скептики, которые неоднократно проверяли и перепроверяли замеры, сверяли их с данными других систем — все точно!
Вал, стойки, планка
А теперь подробнее ознакомимся стем, что предложили канадцы. Чтобы упростить проведение измерений, они отказались от традиционных салазок (продольных и поперечных), являющихся, как кому-то может показаться, неотъемлемой частью измерительной системы. Взамен они предложили вращающуюся систему, осью вращения которой служит центральный вал (см. рис.), на котором крепятся вертикальные стойки и измерительная перекладина.
Все это «хозяйство» может вращаться вокруг места крепления без особых проблем на 360°, позволяя проводить измерения в любой точке автомобиля — как днища, так и верха. Мало того, система способна производить измерения и внутри автомобиля: открыв двери, можно пропустить измерительную перекладину в салон и при соответствующей длине щупов измерить все, что нужно. Например, промерить петли дверей, не снимая двери. Ни одна другая измерительная система, как вам хорошо известно, не позволит этого сделать, а здесь это вполне реально.
Одной из трудоемкой процедур является измерение деформированного дверного проема - стопроцентно локального повреждения, при котором симметричный дверной проем с другой стороны автомобиля остается целым. Как это делается обычно? Сначала проводится первичная правка геометрии, потом прикладывается дверь, смотрятся зазоры (а если мы имеем дело с купе, это ж какую дверь надо тягать!). Причем нам надо не просто «влегкую» наживить дверцу, - нам ее надо полностью выставить и посмотреть по зазорам, все ли нормально. Если есть какие-то отклонения, мы снова снимаем дверь, подправляем жестянку и повторяем операцию. Словом, весь процесс занимает массу времени, поскольку делается все это как минимум в два-три приема.
При использовании данной системы дверь устанавливается в проем один раз, и не предварительно, а уже на конечном этапе. То есть мы сняли поврежденную дверь, восстановили проем, а потом поставили новую -и никаких «протечек и свистов» у нас гарантированно не будет.
Здесь важно сделать одно дополнение относительно качества и точности измерений. Не секрет, что многие измерительные системы чувствительны ко всякого рода, скажем так, механическим воздействиям — это обусловлено их конструкцией и материалами, используемыми для их производства. Эта система изготовлена из специального алюминиевого сплава - так называемый авиационный алюминий «с памятью». Как бы мы ни «толкали» и ни гнули рейки, балки и валы — он всегда будет возвращаться в прежнее положение.
Устройство системы
Принципиально система построена следующим образом. Основой всему служит центральный вал, который крепится в любом удобном для нас месте на продольных трубах анкерной системы Wedge Clamp и непосредственно за отбортовку порогов (для этого используются специальные адаптеры). Допустим, ремонтируется передняя часть кузова, - тогда мы крепим его ближе к передней части, если центральная секция - где-то посередине, если задняя — то ближе к задней.
Далее закрепляются стойки (в комплект входят три вида: короткая, средняя и длинная; чаще всего для работы используется средняя стойка). Все они телескопические, специальным образом размеченные, для того чтобы можно было без усилий выставить их на одинаковую высоту (на стойках на разной высоте имеются канавки, промаркированные цветом). Поэтому нам достаточно, установив с одной стороны стойку, например, на высоте «красной канавки», сделать то же самое с другой стороны - высота обеих стоек будет одинакова. И не надо никакой шкалы — щелк-щелк, и все готово.
Затем на стойки ставится измерительная перекладина, на которой имеется шкала и три бегунка для измерительных щупов. Щупы имеют размеры от 100 до 500 мм. Для работы они выбираются в зависимости от расположения той точки, с которой нам надо определиться.
Измерения
О проведении измерений системой можно рассказывать долго, но мы ограничимся только наиболее, на наш взгляд, важными моментами, сразу обозначив ее функциональные возможности. Итак, в базовой комплектации измерительная система позволяет переносить в пространстве нужные нам точки с неповрежденной стороны на поврежденную. Но, правда, не определяя цифровое значение координат по длине и высоте. Хотя в подавляющем большинстве случаев это и неважно, необходимости в определении трех координат у нас нет. Знать, куда точка должна встать, — вот что самое главное. С помощью данной системы мы узнаем это очень быстро.
Реализуется перенос посредством двух бегунков, расположенных на измерительной перекладине (на нее нанесена шкала - от центра в обе стороны), к которым крепятся щупы. Технология предельно проста. Например, надо промерить амортизационные чашки. Выставляем щуп на нужной точке амортизационной чашки с неповрежденной стороны и отмеряем такое же расстояние на сторону поврежденную. Противоположный щуп покажет, где в пространстве должна находиться искомая точка. Для того чтобы провести оперативную правку геометрии в случае нетяжелого повреждения, большего и не надо.
Данная технология дает возможность с одинаковым успехом промерять практически любые повреждения симметричных элементов (оконный проем, проем багажника, части шасси и пр.). К тому же мы можем мерить и боковые поверхности — на средней по величине стойке имеется специальный бегунок, к которому тоже можно крепить щуп со шкалой, при этом на стойке тоже имеются шкала и установочные канавки. Это дает возможность легко проводить измерения до любых боковых поверхностей и диагностировать отклонения стоек, каких-либо элементов подвески и т. д., опять же точно и быстро.
Но если специалисту крайне важно провести измерение по трем координатам, то базовый комплекс можно дооснастить дополнительным оборудованием (фото 2). Правда, обычно оно используется чрезвычайно редко - только в случаях тяжелого ремонта, на которые, по приведенным в прошлом номере статистическим данным, приходится только 10-15 % всего объема кузовных работ.
Вот, в общем-то, и все, что имеет смысл сказать о технологии измерения. Как видим, несмотря на всю свою нетрадиционность, система позволяет проводить измерения по обычной технологии, причем так же легко и быстро, как и в случае использования принципа симметрии. Хотя, как мы уже говорили, знать цифровые значения трех координат контролируемой точки в 90 % случаев не требуется.
Совместимость
В заключение нашего рассказа об этой измерительной системе расскажем о ее совместимости с различными стапелями . Если на ремонтном предприятии не используется напольная система Wedge Clamp, то можно применить специальные адаптеры, которые позволят установить измерительную систему на стапели Car Bench, Blackhawk и Celette.
Также есть возможность с помощью специальных адаптеров крепить эту систему непосредственно за от-бортовку автомобиля. В этом случае измерения можно производить на любом гаражном подъемнике или даже просто на полу мастерской.
Благодарим за помощь в подготовке материала компанию «Интерколор»
Издание: Журнал "Новости Авторемонта" МИХАИЛ КАЛИНИН
|
|