Заявка на вызов сервисного инженера

Организация:*
Контактное лицо:*
Телефон для связи:*
Электронная почта:
Тип и модель оборудования:*
Описание неисправности:

* Поля обязательные для заполнения.
** Заявка работает для Москвы и Московской области.

Компания Интерколор. Оборудование для автосервиса. Организация и управление автосервисом
Главная
Карта
Обратная связь
Форум
About us
О компании
Новости компании
Реализованные проекты
Информационные материалы
Контакты
Распродажа европейского оборудования
Организация автосервиса|Сервисная Служба ООО «Интерколор»|Учебно-информационный центр|Консалтинг|Специальные предложения|Интерколор 25

Информационные материалы



1.03.2006

Белым-бело

   
версия для печати версия для печати

Как вы уже, наверное, заметили, наш журнал довольно давно не обращался к проблемам авторемонтной колористики. Это, в общем-то, и понятно. В изданных редакцией четырех отдельных выпусках «Некоторых практических рекомендаций...» весьма подробно рассмотрены основные технологические аспекты цветоподбора и нанесения лакокрасочных материалов на кузов автомобиля. То есть в формате спецприложения нами была предельно полно описана теоретическая сторона предмета. Однако за его рамками остался целый ряд моментов, скажем так, сугубо прикладного характера. Рассказать о них мы и постараемся в ближайших номерах «Новостей Авторемонта». А начнем с вопроса, пожалуй, наиболее часто встречающегося в письмах наших читателей и касающегося особенностей работы с белой краской.

В линейках лакокрасочных материалов, предлагаемых производителями современных ремонтных систем, сегодня присутствует чрезвычайно обширный спектр всевозможных цветов и оттенков. Эффектные и неэффектные, одно-, дву- и трехслойные, серо-зеленые, иссиня-черные, багряно-красные, васильковые с отливом и т. д. - все они с различной степенью трудоемкости поддаются колеровке. Одни подбираются легче, другие — сложнее. Но для многих специалистов (мы говорим только о признанных профессионалах своего дела - у колориста-неумехи любой цвет вызовет проблемы) большой «головной болью» по-прежнему остается смешение, казалось бы, самой обычной, тривиальной белой краски - получается вроде белая, да не та. Почему?

Можно выделить две основные причины, вследствие которых возникают отдельные сложности. Первая, чисто субъективная, кроется в особенностях человеческого восприятия белого цвета как такового. Вторая, объективная, обусловлена физическими свойствами белого покрытия. Вот об этих причинах мы и собираемся поговорить в предлагаемой вашему вниманию статье.

Всевидящее око

Итак, особенности человеческого цветовосприятия. Давайте вспомним некоторые основы колористики, а именно - что такое белый цвет. Как известно, длины волн светового излучения, видимого глазом, лежат в диапазоне от 380 нм до 760 нм — от фиолетового к красному. Совокупность этих волн дает нам солнечный спектр - белый свет, который, отражаясь от окрашенной поверхности, формирует оригинальную цветовую композицию, называемую цветом объекта.

Формирование данной композиции происходит в результате субтрактивного цветосмешения - путем вычитания тех или иных цветов спектра из светового луча. То есть часть световых лучей поглощается поверхностью, а часть отражается во внешний мир. Их-то мы и видим, и именно они являются той довольно субъективной характеристикой объекта, под которой мы понимаем цвет (более подробно о том, как происходит вычитание, читайте в нашем спецвыпуске).

Делая вывод из всего вышеизложенного, можно заключить, что белый цвет есть не что иное, как полное отражение всего спектра, состоящее из всех его цветов.

Белый цвет - ахроматический, поэтому он оказывает одинаковое воздействие на все типы цветоприемников глаза (фоторецепторов - пресловутых палочек и колбочек; опять же, отсылаем вас к нашему приложению). Данное обстоятельство приводит к тому, что, в отличие от высокохроматических цветов, на белых так сильно заметны малейшие отклонения в цветовых оттенках.

«Ну и что здесь нового? - спросит придирчивый читатель. - Об этом мы знаем еще из школьного курса физики». Несомненно, все это общеизвестные истины, но их приложение к рассматриваемому предмету позволяет понять очень многое, и главное - почему разнотон на белых поверхностях виден значительно лучше, чем на других. Взять хотя бы черный. Это полное отсутствие какого-либо отражения - разнотон увидеть крайне сложно. Или цвета спектрально яркие: красный, синий и пр. - отражение волн с определенной длиной. Для белого же мы имеем весь диапазон, как мы сказали, от 380 до 760 нм.

А теперь вспомнитека формулы используемых в авторемонтной мастерской белых автомобильных эмалевых красок. Основная их компонентная составляющая - белила, плюс очень небольшое количество цветных пигментов. Именно эта, в чем-то уникальная, совокупность и дает искомый цвет покрытия, который надо подобрать колористу. Именно это мизерное количество цветных пигментов придает белой краске ее особый оттенок, ее, если хотите, особый цвет. Любое отступление от рецепта неминуемо приводит к разнотону.

Но в том-то и дело, что количество цветных пигментов крайне мало. И если смешать литр белой краски, в которую входит, например, 950 г белил, 20 г черного пигмента, 7 г синего, 1 г желтого и т. д., не составляет особого труда, то подобрать 200 г намного сложнее. Каждая «сверхнормативная» капелька цветного пигмента, даже мельчайшая, формирует дополнительное излучение, вернее - отражение, приводящее к довольно ощутимому различию оригинального и подобранного цветов (как было упомянуто, белый цвет-ахроматический, воздействует на все типы фоторецепторов). Внесли чуть больше синего - все, цвет ушел! Еще капнули - и вообще его упустили.

Следовательно, колеровать белую краску надо очень осторожно. Желательно только редуцированными компонентами - они не такие, если можно так выразиться, сильные, поскольку в них очень высокое содержание связующего, а пигментов мало. Практически они прозрачны сами по себе. Поэтому при незначительном отступлении от формулы цвет меняется не очень заметно.

Если же при менять нередуцированные, концентрированные компоненты, используемые в цветных красках, то изменение произойдет кардинальное. Буквально полкапли - и 200 г белой краски моментально поменяют свой оттенок «до неузнаваемости».

Однако та же особенность белых красок (содержание в их составе малого количества цветных пигментов), которая существенно усложняет подбор небольших объемов, пригодных для окрашивания одной-двух деталей, с другой стороны, дает нам весьма замечательное свойство — низкую метамерность. Метамерия на белых цветах значительно меньше, чем на темных!

Самые метамерные - это, пожалуй, сложные темно-синие и темно-зеленые цвета. То есть те, в которых смешано большое и, что самое главное, соразмерное количество разноцветных пигментов. Допустим, зеленые. Они могут состоять из желтых и синих компонентов или зеленых и желтых. Отражения каждой из приведенных комбинаций неодинаковы, поскольку их спектральный состав различен изначально. Естественно, при разных условиях освещения это будет очень заметно. Не забывайте - мы имеем дело с субтрактивными цветами.

Или синие. Их миксуют чаще всего из синих и красных пигментов. При этом надо учитывать, что «синих» во всех системах очень много, и назвать их идентичными по природе не представляется возможным. В свою очередь, это приводит к несовпадению длины отраженных волн. Наиболее наглядно это видно, опять же, именно при изменении спектрального состава освещения.

А на белых цветах, в отличие от перечисленных выше, метамерия незначительна, ведь основным компонентом являются белила. В общем-то, ничтожные добавки желтой или красной охры, черного, синего или зеленого пигмента не могут существенно повлиять на общую картину. Здесь просто не используется широкий диапазон цветных пигментов в больших/сравнимых количествах, поэтому эффект метамерии не возникает.

Маленькая хитрость

Как нам может помочь в работе это свойство? Раскроем небольшую хитрость: мы можем «убить» неугодный нам оттенок, появившийся вследствие неправильной дозировки цветных пигментов, противоположным по кругу Оствальда цветом. При условии, конечно, что полученная в результате этого действия белая краска подойдет нам по светлоте.

Прежде чем мы продолжим разговор, необходимо сделать небольшую оговорку и лишний раз повторить (уж простите за дотошность, но это крайне важно, об этом мы писали на страницах нашего спецвыпуска, повторяем и сейчас), что подобные эксперименты могут проводить только опытные колористы, профессионально владеющие своим искусством, и только с белой малометамерной краской. Со всеми остальными цветами предложенный метод устранения некорректного опенка не подходит, поскольку добавление противоположного по кругу цвета может повлечь фатально неустранимую грязь и послужит возникновению (или трансформации спрогнозированной) метамерии.

Предположим, наша краска слишком зеленая, но светлая. И эта светлота позволяет нам ввести определенный цветной компонент, который краску сделает темнее автоматически. Естественно, мы выбираем красный. Зелень исчезает, краска становится чуть мутнее, чуть темнее, но она уже не настолько зеленая, т. е. ожидаемый эффект нами достигнут.

Желтоватую белую можно «заглушить» фиолетовым. Краска, опять же, помутнеет и потемнеет, но желтизна исчезнет.

То же самое применимо и к двуслойным краскам «база под лаком». Содержание белил в них также превалирует, а количество цветных пигментов минимально. Единственное - особенно внимательно надо отнестись к тому обстоятельству, что эти краски — «под лаком». Поэтому при колеровке, делая тест-напыл, необходимо строго следовать технологии: нанести базовую краску на пластину, хорошенько просушить (белая краска, как показывает практика, сохнет немного дольше, чем «металлики»), затем покрыть лаком, снова просушить и только потом сравнивать. Недостаточно высушенные тесты после окончательного высыхания меняют цвет.

Зачастую многие проблемы с несовпадением оттенков связаны именно с тем, что данный фактор был проигнорирован колористом в процессе цветоподбора. «Мокрый» цвет вроде подошел, часть автомобиля покрасили, загнали в камеру, выставили необходимый режим, потом выкатили его оттуда, и - о боже! - свежеокрашенные детали - темнее! Поправить положение «малой кровью» уже не удастся — только перекрас со всеми вытекающими последствиями.

И естественно, нельзя смотреть на образец без лака. Конечно, надо понимать, что нанесенный на краску лак - не толстая пленка, преломляющая цвет и значительно искажающая оттенок, но все-таки лак дает определенный блеск, и его обязательно надо учитывать. При этом использовать всегда необходимо только родные лаки (ключевое слово здесь «всегда», т. е. даже тогда, когда вы производите тестовое напыление).

Стремление к экономии, свойственное, наверное, подавляющему большинству российских колористов, может сыграть с ними злую шутку, влекущую все тот же перекрас (хороша шутка, не правда ли?). Логика, в общем-то, понятна. Зачем использовать для тест-напыла дорогущий лак производителя премиум-сегмента, когда на рынке можно прикупить баночку рублей этак за 100? Ее-то мы и пустим на тест. А еще лучше - лак из баллончика! С ним вообще мороки никакой: пыльнул - и все.

Да, пыльнул - и действительно все, причем совсем. Кранты. Почему? А потому, что лаки в баллончике в очень многих случаях имеют некую едва уловимую желтинку, придающую покрытию дополнительный желтый оттенок, что практически невозможно учесть при колеровке. Так что не экономьте: всегда применяйте тот же самый лак, что и при окраске. Тогда результат вашей работы всегда будет прогнозируемым.

Укрывистость белых красок не вызывает никаких нареканий. Можно сказать, что белые цвета - самые укрывистые, наряду с охристыми и зелеными. В отличие от них менее укрывисты красные, голубые, некоторые желтые. Так что с укры-вистостью проблем у вас возникнуть не должно.

Колеровка по науке

В предыдущей главе мы открыли вам маленькую хитрость, воспользовавшись которой вы сможете существенно упростить процесс колеровки белой краски. Теперь же имеет смысл рассказать о том, как подбирать белый цвет, что называется, по науке.

В принципе, белый цвет колеруется точно так же, как и любой другой: нужно строго придерживаться последовательности добавления пигментов, установленной в формуле, только с крайним вниманием и осторожностью. Да, да - именно с осторожностью, поскольку каждое опрометчивое действие легко может повлечь за собой самые плачевные последствия.

На практике это выглядит так: сначала в емкость заливается доминантная масса белил, а уже потом вводятся цветные компоненты. Опытные колористы советуют на первом этапе не много недоливать этих компонентов и доколеровывать смесь уже по мере готовности краски.

Все дело в том, что, как мы уже говорили, каждая лишняя капля в белом миксе существенно изменяет оттенок. Если мы обратимся к формуле, приведенной в начале статьи, - отвлеченной формуле, взятой, правда, из реальной жизни, то увидим, что присутствие в ней синего ограничивается 7 г. Допустим, нам необходимо изготовить 100 г краски. Сколько синего потребуется? Не самая сложная математическая задача: 0,7 г. Но что это значит? А это значит, что каждые лишние 0,1 г цветного пигмента повлекут за собой серьезное отклонение оттенка. Поэтому-то лучше сначала недолить эти самые 0,1 г, а добавить их уже потом, когда мы сделаем предварительное тест-напыление, высушим пластину и увидим, что краска недостаточно отдает в синеву.

Однако 0,7 г — еще не самый проблематичный вариант. Гораздо проблематичнее (опять смотрим формулу) дела обстоят с желтым пигментом. На 1 л его приходится 1 г, а на 100 г - вообще всего лишь 0,1 г! И надо сказать, подобная ситуация довольно распространена. Во многих рецептах можно найти совсем маленькое количество какого-нибудь спектрально яркого компонента, который тем не менее тоже может быть не в столь значительной степени, как другие, но по-своему влияет на конечный цвет покрытия.

Тут можно посоветовать одно: не добавлять его в начале вообще. И только после того, как сделан тест-напыл и мы видим, что этого лимонного оттеночка чуть-чуть не хватает, добавить желтизны. Хотя справедливости ради следует отметить, что подбор 1 00 г - по большому счету, нонсенс (который в наших условиях иногда все-таки имеет место быть). Производители лакокрасочных материалов в технической документа ции строго оговаривают, какой краски можно сделать минимальное количество без ущерба для качества цветоподбора. Для белых цветов этот минимум составляет где-то 250-300 г. То есть однозначно меньше 250 г подбирать не стоит - можно здорово просчитаться, ну а дальше... дальше надо смотреть в каждом конкретном случае.

Наверное, на этом можно закончить с «субъективизмом» и перейти к более прозаичной, так сказать, объективной причине несоответствия цветовых оттенков подобранной и оригинальной красок, заключающейся в физических свойствах лакокрасочного покрытия белого цвета.

Самобытность России, ставшая уже притчей во языцех (и не сказать, чтобы это как-то облегчало нашу жизнь), требует от колориста невиданного усердия. Вследствие довольно широкого распространения метода окраски «встык» требования к цветоподбору многократно завышены. Каждый колорист старается по-своему решить эту проблему. Многие, например, чтобы как-то определить для себя, сколько капель данного пигмента содержится в 0,1 г (зная это, они думают, что им будет проще смешивать), не мудрствуя лукаво, кладут на весы листок белой бумаги и начинают на него капать. Так, 0,1 г - это 4 капли, говорят они себе, а мне много 0,1 г, поэтому в свой микс я капну 2 капли. На самом деле это, конечно же, полный бред (да простят нас читатели за грубость, но по-другому и не скажешь!). Проще взять за правило не делать белой краски меньше 200 г, не делать ни при каких обстоятельствах, ни при каких!

Хотя, если вам все-таки предстоит ремонт «пятном» и от вас с ножом у горла требуют 156 г - ровно 156 г, лучше на первом этапе недокапать в смесь цветного пигмента, а потом вернуть его в процессе доколеровки, чем сразу переборщить с ним и затем разбавлять краску 50-100 г белил. Вы наверняка прекрасно знаете, что вернуть опенок можно только пропор -циональным возмещением объема. В случае с белой краской это будет очень большое возмещение.

Тщательная подготовка

Что уж и говорить - лакокрасочное покрытие белого цвета с течением времени изнашивается гораздо сильнее, чем покрытие любого другого цвета. От данного факта не уйти никуда, это аксиома. Именно на белой краске неблагоприятные внешние воздействия и эксплуатационные нагрузки проявляются наиболее ярко. Судите сами. Возникновение микротрещин, микроцарапин, рисок, очень быстро забивающихся пылью (особенно на «акриле» - однослойных системах), приводит к тому, что оригинальный цвет авто постепенно становится желтее, темнее, мутнее. На синем или зеленом покрытии подобные изменения оттенка были бы практически незаметны (не столь заметны), но вот на белом - совсем другое дело. Помните, что мы говорили в самом начале? Белый цвет есть полностью отраженный солнечный спектр, поэтому любое, даже самое ничтожное искажение длины отраженной волны очень сильно заметно. Ничего не поделаешь, таково свойство человеческого цветовосприятия, — конечно, нам было бы лучше, если бы вокруг были одни дальтоники.

Следовательно, прежде чем начинать колеровку, зону ремонта необходимо тщательно очистить и отполировать, не забыв разузнать у владельца машины, подвергался ли прежде его автомобиль окрашиванию. Если нет, то можно смело снимать лючок бензобака и начинать цветоподбор. Если да, то колеровать надо по детали, сопряженной с поврежденной. В принципе, даже в том случае, если автомобиль прежде не перекрашивался, лучше все-таки подбирать цвет для ремонтируемой детали по сопряженной, чтобы потом у хозяина не возникало вопросов.

Естественно, чтобы граница перехода цвета от свежеокрашенной детали к старым не была заметна глазу, уважающий себя специалист отполирует соседние элементы. Это убережет его от ненужных «разборок» с хозяином авто, которые именно в случае с белым цветом случаются наиболее часто.

Подобные «разборки», а лучше сказать - недоразумения (ведь эти недоразумения до смешного банальны), могут быть без труда разрешены при условии, что сотрудники ремонтного предприятия продемонстрируют клиенту свой профессионализм и, самое главное, сумеют доходчиво объяснить ему ситуацию.

Все довольно просто. Стоит только заранее предупредить автовладельца, что подобранный цвет однозначно не совпадет с «грязным» и «изношенным» цветом его «ласточки», потому что он новый, — и все вопросы сразу исчезнут. А в конце своего убедительного монолога можно невзначай добавить, что подобное обстоятельство легко устранимо, следует только провести полную полировку кузова (естественно, не бесплатно, ведь это дополнительная и довольно кропотливая работа).

Гораздо хуже будут обстоять дела, если вы заранее не предупредите хозяина, подберете стопроцентно совпадающий «грязный» цвет и отдадите ему машину. Конечно, он заберет ее без проблем, проблемы (у вас) начнутся через месяц-другой, когда он, взбешенный и разъяренный, вернется на вашу станцию с вполне обоснованной претензией (и любая экспертиза будет на его стороне). Что в этом варианте происходит? А происходит следующее. Изначально неправильно подобранный цвет с течением времени (пара заездов на мойку, дорожная грязь, пыль, кислотные осадки), естественно, подвергается износу, но поскольку это изначально неправильно подобранный цвет, то и изнашиваться он будет совсем не так, как оригинальное покрытие. Поэтому нет ничего удивительного в том, что машина начнет «линять» в местах ремонта. Здесь положение уже простой полировкой не поправить. Цвет попросту не тот, краска абсолютно разная, выход один... вы, наверное, уже догадались — наш любимый перекрас.

Резюмируя все вышеизложенное, предлагаем вам следующий алгоритм взаимодействия с клиентом. Принимая машину в ремонт, сразу же предупреждайте автовладельца: необходима полировка, чтобы добиться оригинального цвета (в крайнем случае можно обойтись только краями сопряженных деталей). Объясните ему, что «грязный» цвет его автомобиля не имеет ничего общего с изначальным цветом покрытия, а для того, чтобы избежать разнотона, надо полностью очистить кузов (для наглядности имеет смысл пройтись «влегкую» шлифком по «грязному» покрытию и продемонстрировать ему разницу цветов). Хотя за его деньги вы можете выполнить любой «каприз», пусть только он подпишет бумажку, что это именно «каприз» и претензий к вам он не имеет.

Если человек стеснен в средствах, отполируйте только сопряженные детали и подбирайте цвет по ним. Через некоторое время новое покрытие загрязнится и разница сравняется, все сгладится. То есть просто объясните человеку, в чем здесь дело и какие могут быть последствия в каждом конкретном случае.

Прежде чем начать колеровку, удалите все микротрещины, микроцарапины и пр. Тщательнейшим образом очистите, обезжирьте и отполируйте обрабатываемую поверхность и соседние элементы.

Для полировки можно использовать обыкновенные полировальные пасты. На белых машинах рекомендуется применять мелкоабразивные пасты, для того чтобы счистить верхний слой. Потом поверхность до блеска зачищается обычной пастой. То же самое применимо и к системам «база под лаком». Операцию лучше всего проводить шлифмашинкой, а если ее нет, то сначала обильное обезжиривание, потом полировка вручную - ничего страшного в этом нет. Помните, нам нужен «родной» цвет краски. Паста идеально подходит для подобных случаев. Она мягко снимает грязный и поврежденный верхний слой.

Только после этого можно приступать к цветоподбору. Лишь в полном объеме проведя все предварительные мероприятия, вы можете быть гарантированно уверены в том, что подбираете именно тот цвет - оригинальный цвет автомобиля.

Еще раз повторимся: по неочищенной детали цвет подбирать ни в коем случае нельзя (если на это не дает документально подтвержденное «добро» владелец транспортного средства). Чем дольше будет стареть таким образом подобранный цвет, тем больше будет проявляться разнотон. И тут уже ничего не поделаешь, поскольку краска изначально разная, абсолютно разная!

Ну и в заключение хочется добавить только одно: не игнорируйте метод «плавного перехода» (для белой краски он чрезвычайно актуален). Это самый идеальный вариант - скажем так, мировой стандарт. Колеровать краску «встык» - сизифов труд, попытка прыгнуть через голову. Очень сложно подобрать краску один в один, слишком много факторов влияет на конечный результат. «Переход» же страхует нас от практически любых проблем с цветонесовпадением, поскольку он визуально сглаживает границы старого и свеженанесенного покрытия.




Издание: Журнал "Новости Авторемонта"
МИХАИЛ КАЛИНИН






Каталог брендов

Оборудование для автосервиса легковых авто

Оборудование для автосервиса грузовых авто

Каталог расходных
материалов

Системы цветоподбора

Специальные предложения

Информационные материалы
Статьи
Каталоги
Фотогалерея
Описание систем цветоподбора


Главная|Полезные статьи|Каталог оборудования| Каталог расходных материалов| Наши бренды
About us|О компании|Новости компании|Реализованные проекты|Информационные материалы|Контакты
Складское оборудование|Организация автосервиса|Сервисная Служба ООО «Интерколор»|Учебно-информационный центр|Консалтинг|Специальные предложения
Интерколор 25
Шиномонтажное оборудование| Форум| Карта сайта| Поиск
Учебный Центр "Интерколор": подготовка колористов (сервис-формулы), курсы для маляров (технология окраски), семинары по цветоподбору (колористика), технология локального ремонта, технология полировки, семинары для руководителей СТОА и мастеров цехов, выездные семинары.
Организация автосервиса: технологическое планирование СТОА, разработка технологических стандартов для сетевых компаний, рекомендовано автопроизводителями, технический надзор при реализации проектов СТОА, оснащение оборудованием, поставка расходных материалов.
Консалтинг: технический аудит автосервисов, экспресс-анализ кузовного производства, технико-экономическое обоснование оснащения СТОА, бизнес-план СТОА, дистанционный мониторинг СТОА, расширенный аудит автосервисов, оптимизация расходов СТОА, консалтинговые услуги для центров технического обслуживания автомобилей.
Филиалы компании "Интерколор": Москва, Санкт-Петербург, Астрахань, Белгород, Владивосток, Волгоград, Воронеж, Гомель, Екатеринбург, Ижевск, Иркутск, Казань, Красноярск, Магнитогорск, Минеральные Воды, Минск, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Пенза, Пермь, Рязань, Тула, Ростов-на-Дону, Самара, Саратов, Тюмень, Челябинск, Ярославль.
4CR, Trommelberg, Dr. Reifen, Spies Hecker, Eurosider Nitrothermspray (технология окраски автомобиля горячим азотом), Corghi, Usi Italia, Scholz Regalsysteme.
© 2004 Компания ИНТЕРКОЛОР Создание сайта, веб-дизайн, продвижение сайта: iCom
Яндекс.Метрика Rambler's Top100