7.11.2006На пороге времени "Х" | | |
Не успели мы порадоваться бабьему лету, как не только оно, но и осень уже осталась почти позади. А это значит, что для сотрудников шиномонтажей наступает «время X». Период, когда и в авторемонтные мастерские, и в техцентры выстраиваются солидные очереди из жаждущих поменять своему автолюбимцу летнюю «обувку» на зимнюю Именно поэтому, в преддверии сезона,’ мы и решили посмотреть, какое шиномонтажное оборудование предлагает в данный момент отечественный рынок. И не только посмотреть, но и прислушаться к мнению тех, кто уже работает на подобных станках.
А начнем мы, пожалуй, с того, что было продемонстрировано на последнем московском Автосалоне, тем более что в этом году шиномонтажное оборудование было представлено здесь довольно обширным количеством фирм-производителей и поставщиков.
SICE
Компания SICE, показав на выставке лишь несколько моделей, на самом деле предлагает своим покупателям довольно обширную линейку как полуавтоматических, так и автоматических шиномонтажных стендов. Есть ли у них какая-либо особенность? Евгений Свирин, директор шиномонтажной мастерской «Автошина-ABC»: - В полуавтоматических моделях 5406. S408. S408 Maxi, на мои взгляд, нет ничего из ряда вон выходящего. Добротнее, надежная конструкция с эргономичным и высокофункциональным дизайном. Мощный цилиндр и отжимная «лопатка» дают возможность весьма быстро и без проблем отжать покрышки от диска.
Рабочие столы данных моделей вращаются в обоих направлениях, прочно захватывай колеса и не нанося им повреждений. К каждому шино монтажному стенду прилагается комплект стандартных аксессуаров, таких как пластиковые насадки-протекторы на монтажную головку, кулачки рабочего стола, монтажка и отжимная «лопатка», которые позволяют работать с легкосплавными дисками, предотвращая любое возможное механическое повреждение.
Различаются данные стенды диапазоном захватов да тем, что модель S408 Maxi может быть оснащена дополнительным устройством РТ100 для работы с низкопрофильными шинами.
Е. С: — Что же касается автоматических модификаций моделей, то здесь показался интересным шиномонтажный стенд S415 с откидывающейся пневматической стойкой. Тут есть мощный отжимной цилиндр, благодаря которому разбортировка колеса проходит быстрее.
Данный станок предназначен для монтажа и демонтажа колес мотоциклов, автомобилей и легковых грузовиков с диаметром диска до 24" и шириной до 320 мм. Рабочий стол здесь тоже вращается а обоих направлениях, но вот четыре стальных литых кулачка приводятся в действие пневматическими цилиндрами, гарантирующими надежное крепление любых видов колес. Следует сказать и об отжимной лопатке, не царапающей диск благодаря специальному пластиковому протектору РВ, который входит в комплект стандартных аксессуаров.
Если отстраниться от диапазонов внешнего и внутреннего захватов, то асе автоматические стенды SICE в основе похожи друг на друга. Не секрет, что они привлекают внимание своей запатентованной монтажной головкой обтекаемой формы, которая не повреждает диски, даже те, что сделаны из легких сплавов, и модернизированным рабочим столом. Любопытно и то, что, например, шиномонтажный стенд S425/S425DGP рекомендован Michelin для монтажа/демонтажа низкопрофильных шин и колес системы PAX, Bridgestone - для монтажа/демонтажа колес с покрытием Bridgestone RFT, а компанией BMW - для оснащения дилерских сервисных станций.
Есть в линейке SICE и так называемый суперавтоматический шиномонтажный стенд нового поколения S436TOP. Горизонтальная консоль на нем отводится в сторону, освобождая доступ к монтажному столу. Удобнее ут и центрирование диска на рабочем столе - благодаря управлению зажимными кулачками и разметке диаметра дисков колес. К тому же блок отжима регулируется для увеличения производительности стенда, позволяя наиболее точно подобрать расстояние для процесса отжима. А еще данный агрегат имеет встроенный предохранительный клапан безопасности (в соответствии с нормами СЕ) и снабжен дополнительными устройствами, такими как «третья рука», взрывной накачкой для бескамерных шин и инструментальным ящиком со встроенным инфлятором.
Аркадий Вирогин, инженер по оборудованию СТОА "Альбатрос-Север»: - Как мне кажется, у компании SICE наиболее интересен шиномонтажный стенд класса «суперавтомат» 5450 - электрогидравлический аппарат с удобным дизайном и такими техническими разработками, которые позволяют сочетать в одном стенде несколько устройств для монтажа/демонтажа колес легковых и грузовых автомобилей диаметром до 26" и грузовых автомобилей с литыми дисками до 22,5". Данный станок имеет выносной пульт управления, содержащий несколько видов контроля за рабочим процессом, что позволяет оператору выбрать максимально удобную рабочую позицию.
К сказанному следует добавить, что отжимной механизм данного стенда имеет две скорости вращения, переключаемые с помощью педали. Колесо же крепится при помощи конусов. Цикл монтажа - регулируемый, а цикл демонтажа управляется автоматически. Стенд оснащен гидравлическим подъемником колес со специальными центрирующими роликами, а гидравлический отжимной блок снабжен специальным диском.
TOP Professional
В начале нынешнего года прошла информация о том, что компания RAVAGLIOLI приобрела контрольный пакет акций известной фирмы BUTLER, специализирующейся на выпуске шиномонтажных станков. С этого времени компания BUTLER стала производить свои наиболее дорогие и престижные станки также под брендом RAVAGLIOLI. Эти станки были объединены в отдельную серию под названием TOP Professional. Что она собой представляет?
По словам специалистов, конструкция данных станков принципиально отличается от традиционной и имеет ряд видимых преимуществ, которые позволяют максимально быстро и безопасно работать с самыми сложными шинами. Главные же особенности станков TOP Professional, по сравнению с традиционными, таковы.
Во-первых, основной элемент шиномонтажного стенда — рабочая головка. Она выполнена из износостойкого пластика, тоньше традиционной стальной головки и работает без зазора с диском, не повреждая его поверхность. Шиномонтажники хорошо знают, как тяжело, а иногда и просто невозможно поднять монтировкой на головку дальний борт жесткой шины при демонтаже. Те несколько миллиметров между монтировкой и диском, которые выигрываются за счет отсутствия зазора и более тонкой головки, позволяют легко поднимать монтировкой на головку дальний борт даже самой жесткой шины.
Во-вторых, монтажный кран (консоль) станка не отводится в сторону и не откидывается назад {как у традиционных автоматов), а поднимается вверх. Это позволяет сократить производственную площадь - станок можно ставить близко к стене, и не нужно дополнительное свободное пространство справа от станка.
В-третьих, зажим диска на рабочем столе станка осуществляется почти исключительно изнутри (хотя возможно зажимать и снаружи).
А. В.: - Эта удобнее и быстрее по сравнению с зажимом снаружи, обычно применяемым на традиционных станках. Собственно, как таковой «стол» в общепринятом понимании в станке TOP Professional вообще отсутствует. Его роль выполняет «тюльпан», где четыре самоцентрирующихся прорезиненных зажима обеспечивают надежный зажим диска изнутри.
Другой особенностью рабочего стола является то, что он приводится в движение не электроприводом, а пневмоприводом (станок не требует подключения к электросети}. При этом скорость вращения может быть любой в диапазоне 0-15 об./мин и зависит от степени нажатия на педаль, что дает возможность в сложных ситуациях аккуратно поворачивать колесо, а это весьма важно при работе с «тяжелыми» шинами.
В-четвертых, отжимное устройство станка TOP Professional может быть двух типов, в зависимости от модели станка: с отжимной пластиной («лопатой») или/и с отжимными роликами.
Е. С.: — Если помните, то отжимная пластина традиционного станка приводится в движение пневмоцилиндром. В момент отрыва борта шины от диска она с большой скоростью движется в сторону станка, при этом возможен удар «лопатой» о противоположный борт шины и его повреждение. В станках TOP Professional привод «лопаты» выполнен без применения пневмо-цилиндра. В результате отсутствует эффект ее срыва после отрыва борта шины от диска. Она продолжает двигаться в сторону станка весьма медленно, при этом исключается повреждение противоположного борта шины.
На станках TOP Professional, оснащенных отжимным устройством с роликами, отжим осуществляется прямо на столе станка. При этом не надо, как на традиционных стендах, помещать колесо между «лопатой» и станком сначала одним бортом к «лопате», потом другим и в процессе отжима проворачивать колесо руками. Достаточно подвести ролик и нажать педаль вращения стола. Очень важно то, что ролики совершают движение не перпендикулярно колесу, как «лопата», а по дуге, как бы стремясь достать до точки сцепления самого края обода шины с внутренней поверхностью диска. Притом требуется значительно меньшее усилие отжима и исключается возможность расслоения шины изнутри при воздействии на борт шины снаружи. Кроме того, ролики легко берут на себя роль так называемой «третьей руки» - устройства для облегчения работы с жесткими шинами.
Станки TOP Professional можно разделить на три группы. Первая — стенды серии G1 000 (под брендом BUTLER -это Classic). Их основная особенность состоит в том, что в них реализовано отжимное устройство с «лопатой», но без пневмоцилиндра. Станок G1000 является базовой моделью. G1 000 GR оснащен устройством «третья рука». G1000 I имеет устройство взрывной подкачки, а модель G1000 GRI -и «третью руку», и устройство взрывной подкачки.
Вторая группа - станки серии G1040 (под брендом BUTLER - это Airdraulic). Они оснащены отжимным устройством с роликами. Это наиболее функциональные и популярные станки. Модель G1040 - базовая, G1040I оснащена устройством взрывной подкачки снизу, станок же G1 040 IT укомплектован устройством взрывной подкачки сверху.
И наконец, третья группа - серия G1060 (под брендом BUTLER -AirCombi). Здесь присутствуют два отжимных устройства - с роликами и с «лопатой» (последнее лучше работает с дисками 12" и 1 3"). И опять же, станок G1060 является базовой моделью, G1060 I оснащен устройством взрывной подкачки снизу, а модель G1060 IT - наоборот, сверху.
А. В.: - По мнению специалистов, преимущества станков TOP Professional особенно видны при работе с «тяжелыми» жесткими шинами — с очень низким профилем или с жесткими бортами, так называемыми бронированными, монтировать которые на традиционном станке весьма рискованно. При работе же с обычными шинами такие станки просто будут работать быстрее.
Что касается цен, то станки ТОР Professional нельзя назвать дешевым оборудованием: они предназначены для оснащения достаточно серьезных втосервисных станций, на которые заезжают автомобили с колесами не только радиуса 1 3". Наиболее доступными являются станки серии G1000, цена которых сравнима с ценой хорошего станка традиционной конструкции.
Trommelberg
Если говорить о более доступном по стоимости оборудовании для шиномонтажа, то, наверное, следует упомянуть продукцию компании Trommelberg. И начать стоит, пожалуй, с автоматического шиномонтажного стенда 1885 IT для станций технического обслуживания со средним объемом работ.
Данная модель предназначена для работы со стальными дисками диаметром 10-23" и алюминиевыми дисками диаметром до 20". Стенд имеет «взрывную» накачку для бескамерных шин, при которой подача воздуха производится через проточки в каждом зажимном кулачке системы IT.
E.C.: — Имеется здесь и отклоняемая монтажная стойка, а так же четырех-кулачковый самоцентрирующийся механизм поворотного стола. Станок оборудован усиленным отжимным устройством для различных типов шин с большой резиновой накладкой для бережного отжима шин. Монтажная головка точно позиционируется относительно диска по горизонтали и вертикали. Накачка шины контролируется педалью, а манометр контроля давления воздуха смонтирован на монтажной стойке.
В стандартную комплектацию входят шиномонтажный станок 1885 IT, монтажная «лопатка», блок подготовки воздуха, встроенный манометр для контроля накачки шины, набор защитных накладок на зажимные кулачки для литых дисков и емкости для смазки.
Следующая модель - полуавтоматический шиномонтажный стенд Trommelberg 1850 для колес весом до 65 кг, предназначенный для станций технического обслуживания уже с малым объемом работ. Его особенностью является то, что он подходит для работы со стальными дисками диаметром 10-21" и с алюминиевыми дисками диаметром до 18". Модель имеет четырехкулачковый самоцентрирующийся механизм поворотного стола, усиленное отжимное устройство для различных типов шин с большой резиновой накладкой для бережного отжима шин; монтажная головка позиционируется относительно обода по горизонтали и вертикали, поворотная консоль экономит место в цеху — стенд можно поставить вплотную к стене, есть и эргономичное расположение педалей управления.
В стандартную комплектацию входят сам шиномонтажный станок 1850, монтажная лопатка, ящик для инструмента и приспособлений в основании монтажной стойки, блок подготовки воздуха, пистолет для накачки шин с манометром, набор защитных накладок на зажимные кулачки для литых дисков и емкость для смазки.
Нелишним будет сказать и о многофункциональном шиномонтажном устройстве PL1330 для монтажа/демонтажа низкопрофильных, широких и жестких шин, предназначенном для установки на автоматические шиномонтажные станки Trommelberg.
А. В.: - Встроенный прижим борта на нем поворачивается вместе с колесом на 360" для предотвращения разрыва шины. Ролик с пневматическим контролем устанавливается прямо над монтажной головкой и удерживает борт шины в желаемом положении. В стандартную комплектацию входят само многофункциональное устройство PL 1330 и прижимной конус.
А вот для грузового транспорта предназначена модель 1580 - полностью автоматизированный универсальный шиномонтажный станок Trommelberg с электрогидравлическим приводом для монтажа и демонтажа камерных и бескамерных шин грузового и коммерческого транспорта для колес диаметром 1 4-26" и массой до 1 50 кг, а также для работы с дисками, имеющими глубоко расположенный центральный диск.
Модель оснащена механизмом фиксации диска с 4 универсальными зажимами и 2 скоростями вращения, мобильной консолью управления станком, гидравлическим приводом с устройством регулировки давления, подвижной инструментальной консолью и платформой, зажимами с различным усилием фиксации диска, шиномонтажным инструментом с быстрым изменением положения.
Итак, сегодня мы рассмотрели продукцию разной ценовой категории лишь трех компаний-производителей. На самом деле их гораздо больше, но к обзорному разговору о них мы вернемся в следующем номере журнала.
Издание: Новости авторемонта Ольга КИРИЛЛОВА
|