22.08.2008Первое пятнадцатилетие | | |
Летом 1994 г. в неприметной газете «Авто for sale» появилась скромная реклама, предлагавшая лакокрасочные материалы компании Spies Hecker. На нее откликнулся лишь один заказчик, решивший приобрести их, воспользовавшись услугами малознакомого российского дистрибьютора известной марки. Его контракт «потянул» на 7О тыс. немецких марок.
Это был первый контракт только что созданной компании «Интерколор». Вспоминая те времена, член совета директоров Группы компаний «Интерколор» А. Куличков говорит:
- Собственно, «компания» - громко сказано. Мы начинали вдвоем. Первый же успех окрылил нас, и вскоре нас было уже четверо: мы пригласили "секретаря на все руки" и бухгалтера. Сейчас, когда у нас работает более 360 чел., начало выглядело более чем скромно. Наши первые шаги были своеобразным сплавом инициативы, большой доли везения и успешных связей, установившихся со временем с нашими партнерами. Бизнес только встал на прочную основу, как грянул приснопамятный 1998 год, но мы смогли пережить его без критических последствий. XXI век компания встретила уже сплоченной и профессиональной командой единомышленников, накопивших огромный опыт работы.
Разговор о сегодняшнем дне ГК «Интерколор» мы ведем в просторном кабинете руководства в современном Центре кузовного ремонта в г. Одинцово Московской области. Здесь находится одно из ведущих подразделений ГК - Учебный центр. ГК «Интерколор» сегодня - это полтора десятка отделов и 33 филиала в других городах, часть которых находится в странах СНГ -Украине, Белоруссии, Казахстане. Кроме подразделений, занимающихся собственно продажей оборудования и материалов, есть консалтинговые, инжиниринговые, проектные и сервисные службы.
- Разрастание нашей компании по мере расширения рынка и роста объемов продаж никогда не было для нас простой самоцелью. Еще на начальном этапе становления «Интерколора» мы определили стратегию развития ГК «Интерколор» и руководствовались ею постоянно.
В своем развитии мы прошли три основных этапа, соответствующих структурным изменениям рынка оборудования для автосервиса. Перед каждым новым шагом мы накапливали опыт, анализировали ситуацию на рынке, модернизировали сбытовую сеть. Возвращаясь к нашей стратегии, можно сказать, что она определена как сбалансированный постоянный рост реализации оборудования и материалов и прибыли, основанный на развитии, расширении и модернизации сбытовой сети.
По сути, с первых шагов мы влияли на рынок и формировали его, постоянно предлагая не только новое оборудование и материалы, но и комплексные проектно-строительные, инженерные и технологические решения. Постоянно поддерживать столь высокие результаты было бы просто невозможно без непрерывного анализа быстро меняющейся ситуации на рынке, и здесь нам помогает изучение опыта других, порой самых неожиданных, отраслей - современный менеджмент просто обязан учитывать мировые тенденции развития маркетинга, производства, бизнеса. В принципе, залог любого успеха — в знании.
Примером такого роста может стать и сама история «Интерколора» последних лет. Вспомним, что компания начинала с поставок лакокрасочных и вспомогательных материалов, несложного окрасочного оборудования. В 1997 г. она впервые предложила окрасочно-сушильные камеры, разработав таким образом комплексное технологическое решение, включавшее рабочие места маляра и колориста. Затем последовали стапели, оборудование и материалы для кузовных работ. С этого момента компания начинает развивать собственные проектные и инженерные подразделения, перейдя на подготовку комплексных решений организации и оснащения участков кузовного ремонта. Накопленный опыт и расширение гаммы предлагаемого оборудования и материалов позволил в 2002-2003 гг. приступить к реализации амбициозного плана - готовить комплексные предложения по организации сервисных станций и центров. О размахе этой работы говорит только одна цифра - инженерно-проектный комплекс компании состоит из 70 человек, работающих не только в Москве, но и в региональных филиалах.
Сегодня компания готова начать работу с клиентом на стадии подготовки технико-экономического обоснования, принять участие в подготовке технологической части проекта, поставить, смонтировать и обеспечить регулярное обслуживание практически любого оборудования для ремонта автомобилей.
- С первого дня работы нашей компании мы отлично понимали роль регулярного обслуживания поставленного нами оборудования, поэтому развивали сервисную сеть. Сейчас наша сервисная служба насчитывает почти 80 чел. Это профессионалы, прошедшие подготовку в учебных центрах фирм - изготовителей оборудования. Знать они должны много, ведь в каждой группе предлагаемого нами оборудования есть оборудование нескольких компаний, предлагающих технику различного ценового уровня. В частности, в 2005-2006 гг. резко выросли поставки оборудования среднего ценового уровня, и мы должны были быть готовы к массовому спросу на него.
Здесь, пожалуй, самое время рассказать о партнерах ГК «Интерколор» - тех компаниях, оборудование и материалы которых предлагаются в России.
- Исторически сложилось так, что первым и основным нашим партнером является компания Spies Hecker, затем последовали материалы ЗМ, окрасочно-сушильные камеры итальянских марок. Сейчас ГК «Интерколор» представляет почти 40 брендов, охватывающих весь спектр оборудования для оснащения кузовных и малярных участков, гаражного оборудования и расходных материалов. В последнее время наши покупатели стали проявлять интерес даже к крепежу, хомутам, и другим мелочам, так что сейчас мы предлагаем и их.
Чтобы полнее удовлетворить запросы покупателей, мы стараемся предлагать по две-три линейки оборудования в каждом сегменте — от класса Premium до бюджетного.
Кстати, именно с ростом интереса к этому оборудованию, возможно, будет связано ближайшее будущее ГК «Интерколор». Интенсивный рост рынка легковых автомобилей приводит к тому, что в ближайшие год-два большое количество некогда новых автомобилей выйдет из-под гарантийного обслуживания. В этой ситуации большинство дилеров будет вынуждено отказывать автомобилистам в приемке таких машин на сервис. Их можно понять — уже сейчас очереди на кузовной ремонт достигают полугода. Выход? Создание сервисов «второго уровня», как назвал их А. Куличков. Все то же самое, что и в «большом» сервисе, но, может быть, чуть дешевле. Дело не в том, что сервисмены захотят, используя бросовое оборудование, отремонтировать клиентскую машину кое-как, все решает экономика: дешевеет автомобиль — более доступным должен стать и сервис. Есть и еще одно перспективное направление, к выступлению на котором готовится ГК «Интерколор».
ГК «Интерколор» не просто ждет появления новых автосервисов, а уже сейчас разрабатывает типовые проекты, закладывает базовые показатели будущих технико-экономических обоснований.
Еще одна перспективная работа, основы которой компания закладывает уже сегодня, - это оказание автосервисам консалтинговых услуг. Идея возникла неожиданно, в компании нашлись специалисты, которые взялись за ее осуществление. Результаты первых аудитов показали, что интерес к этим услугам огромный, и решение о создании консалтинговой службы было оправданным. Таким образом, ГК «Интерколор» не просто предлагает расширение услуг, а выходит на рынок с принципиально новым предложением в той области, которая фактически еще только зарождается.
- Говоря о будущем нашей компании, хочу отметить, что оно во многом связано с поиском и освоением новых направлений в нашей деятельности. Часто я называю «Интерколор» «умной компанией» — огромный опыт, подтвержденная годами деловая интуиция и прочные позиции на рынке позволяют нам реально оценивать перспективы развития рынка и своевременно реагировать на его изменения.
Большую роль в реализации этих планов играет постоянная подготовка и переподготовка кадров. Это задача Учебного центра. Здесь готовят не только жестянщиков, колористов и маляров для эксплуатации продаваемого оборудования. В его стенах готовятся и сервис-инженеры, и консультанты, и менеджеры самой компании «Интерколор».
Естественно, строить планы можно только в обстановке стабильности, в том числе - стабильности экономической ситуации в стране в целом. И здесь крайне важны взаимоотношения компании и государства. Решение многих проблем, связанных с той ролью, которую играет государство в бизнесе, под силу только объединению всех игроков рынка. Одну из главных проблем А. Куличков видит в непростом и запутанном таможенном законодательстве. По его мнению, в двойственности многих положений нормативных документов, регулирующих работу таможни, кроется масса осложнений.
Полтора десятка лет присутствия на рынке оборудования для автосервиса для компании прошли как один год - взятый со старта темп буквально спрессовал время. Но, оглядываясь назад, можно заметить, что сделано за это время немало - без участия «Интерколора» в оснащении сервисных центров не обошлась практически ни одна дилерская сеть. Среди постоянных партнеров компании - такие «киты», как ГК «РОЛЬФ», ГК Genser, Major, ГК «Автомир», «Панавто», ТЦ «Кунцево». Большой вклад вносят и региональные дилерские сети, охватывающие практически всю Россию и крупные регионы стран СНГ. В качестве примера достаточно привести дилерскую сеть СБСВ из Краснодарского края.
15 лет назад компания «Интерколор» фактически стояла у истоков рынка оборудования для автосервисов. Сейчас она не просто оказывает заметное влияние на его формирование - практически она и формирует современный рынок. Таков уж удел лидеров - постоянно быть на шаг впереди других.
Издание: НОВОСТИ АВТОРЕМОНТА Леонид КРУГЛОВ
|
|