О том, что Татарстан является регионом активного развития, интересным для автобизнеса, известно давно. И наш журнал рассказывал об интересных дилерах. Однако прежде мы концентрировали своё внимание на Казани. А сегодня, отмечая тенденцию 2008 года, хотим представить иной подход. Показать новый центр в Набережных Челнах, обеспечивающий покрытие целого важного промышленно развитого региона. Может быть, каждый отдельный его город не столь масштабен, как столица Татарстана. Но вместе они образуют промышленное ядро Республики, и внимание автоконцернов к подобным зонам растёт закономерно и неуклонно.
Быть первым
егиональное дилерство в промышленном, активно развивающемся Закамье имеет свою специфику. Это и широта георрафии клиентуры, и жёсткость требований производителя, и… Впрочем, куда правильнее не гадать и предполагать от себя, а дать слово тому самому человеку, который реализовал проект и знает его от начала до конца – директору компании «РОСЬ-АВТО» Николаю Николаевичу Алексееву.
— Получить дилерство в регионе Закамья, насколько это сложно?
— Действительно, Toyota предъявляет весьма жёсткие требования к потенциальным партнёрам при формировании сети. Кроме того, в компании есть свои строгие планы развития: первоочередными являются крупнейшие мегаполисы, затем — города-миллионники. И только далее следуют города с населением от 500 тысяч человек, как наши Набережные Челны. Но дело не только в очерёдности, но и готовности смотреть на рынок России и её удаленных от столицы территорий серьёзно и внимательно, как они того заслуживают.
Хочу отметить: ещё семь-восемь лет назад для наших нынешних партнёров Россия была своеобразной «тёмной территорией», не имеющей подробного бизнес-описания. И ожидать полного понимания специфики положения того же Закамья было трудно.
С 2004 года ситуация стала меняться, потенциал рынка оценивался более грамотно. Но и тогда нам пришлось ждать своей очереди. Лишь в 2006-2007 годах появилась практическая взаимная заинтересованность. Наша компания стала кандидатом на дилерство, а Toyota приступила к выбору и оценке потенциальных партнёров. Мы победили в этом конкурсе. И для того было немало оснований: наша компания занимается маркой с 2001 года. Мы вышли на этот рынок в числе первых в регионе, работали через московских партнёров, развивались, учились, росли.
Но выбор и предварительное соглашение — это лишь первый шаг. Ничуть не проще пройти второй этап — из потенциального партнёра стать полноправным. Toyota устанавливает весьма короткие и жёсткие сроки по реализации проекта.
— В Вашем случае сроки и правда впечатляют. Менее года!
— Могу сказать, что к работам на площадке мы приступили 10 октября 2007 года, а 14 августа 2008 уже состоялось открытие центра. То есть — 10 месяцев. Дополнительно проблемным был выход на объект в преддверии зимы, это и климатически сложно, и ведёт к избыточным затратам.
— Пришлось ли столкнуться с проблемами на уровне местной власти?
— Приятно отметить, что власти города у нас, в Челнах, не препятствуют развитию бизнеса. Так называемые «административные барьеры» нас не затормозили, наоборот, было и есть очень лояльное позитивное отношение. Люди прекрасно понимают, что серьёзный бизнес — это и развитие города, и налоговые поступления, и новые высокооплачиваемые рабочие места, и развитие инфраструктуры.
— Главное в работе в сжатые сроки — это что? Набор персонала, взаимодействие с партнёрами, финансирование?
— Сами сроки и соблюдение графика. Благо, у нас не было серьёзных проблем с персоналом. Мы уже давно в бизнесе по бренду Toyota, знаем требования, отладили рабочие процедуры, — ведь и до обретения статуса участвовали в продажах автомобилей и их обслуживании, были знакомы со стандартами компании. Само собой, это не исключает необходимости дообучения и повышения квалификации. Но в то же время и серьёзного кадрового голода мы не ощутили, переведя сработавшийся коллектив специалистов на новую территорию.
Повторю, главная проблема жёсткого графика — это сам график, требующий вопреки всем сложностям избегать сбоев, находить общий язык с партнёрами, двигаться, не отставая от плана работ. Своевременно финансировать каждый его этап. Конечно, мы достаточно серьёзная компания, у нас высокий рейтинг надёжности. Но, тем не менее, очень важно отметить поддержку «Внешторгбанка», который поверил в нас, обеспечил финансирование.
Само собой, не подвели и партнёры по строительству, поставке оборудования.
Например, с компанией «Интерколор» мы работали не без текущих сложностей, но вполне успешно.
Хочу подчеркнуть: интерес и готовность сотрудничать, искать приемлемые решения у «Рось-авто» и наших партнёров — взаимные. Проект крупный для региона, он войдёт в своеобразное «портфолио» всех фирм, участвовавших в его реализации, как значимое достижение.
Наш проект — основа и рекомендация для других, кто будет реализовать проекты в регионе: этот партнёр умеет работать и не подведёт. Он достаточно хорош для Toyota, чьи требования высоки и известны каждому своей жёсткостью. Значит, и нам стоит обратить внимание на положительно зарекомендовавшие себя фирмы.
И мы со своей стороны, проработав вместе год, тоже запомним, как справлялись с трудностями, как работали на результат, укладывались в сроки. И при реализации новых идей будем выбирать проверенных партнёров.
— У Вашего центра очень удачное расположение, продуманное оформление. Вы уделяли и этому особое внимание, несмотря на сжатые сроки?
— Да, конечно. Могу уверенно сказать – я смотрел центры в Москве, других крупных городах. Теснота мегаполисов не на пользу оформлению центров. Мы здесь можем сделать всё лучше и ярче. И мы постарались, чтобы так и было.
Прежде всего, расположение: рядом – торгово-развлекательный центр «Торговый квартал», торговый комплекс «МЕТRO». Целый город товаров, ставший теперь центром притяжения для жителей города, очень посещаемый. Далее: у нашего центра большой участок — 1,6 га, из них 0,8 – так называемые благоустроенные территории. Просторно, красиво, солидно. Хорошие заезды и выезды, отличная парковка.
Очень стильно, мы много внимания уделяли дизайну. Например, уличные светильники подбирали долго и со вкусом. Таких в городе нет, даже гости города приезжают смотреть на них. Оказалось — подобные же использованы в Москве в оформлении центра «Тойота-Рублёвский».
— Региональное дилерство – это широкая география. Насколько она уже сложилась и определилась?
— Уже довольно полно. Мы ведь не новички на рынке: к Закамью тяготеют и Башкирия, и часть Удмуртии, — юг, до самого Ижевска. Наконец, само Закамье, здесь целый ряд интересных городов. Приезжают клиенты и из Казани. Дело не только и не столько в ценовой политике: мы зачастую можем предложить очень интересные условия по срокам. Как на ходовые массовые позиции, так и на эксклюзив.
В качестве примера могу сказать, что Land Cruiser в достаточно редких комплектациях мы поставляем за 2-3 месяца. Для Москвы, насколько я знаю, реально и годичное ожидание аналогичных заказов.
— Даже по нашей беседе очевидно, что Вы энергичны и готовы к развитию. Есть уже новые идеи, планы?
— Да, конечно. Хотя общий кризис слегка притормозил всех и потребовал более детальных проработок и оценок. Но, полагаю, в ближайшее время мы начнём двигаться вновь. Пока не стоит раскрывать все детали, будем надеяться, в 2009 году у нас снова образуется повод для позитивных больших новостей.
Точка роста
Набережные Челны – центр большого промышленного региона. В его расположении есть и огромный потенциал для развития, и своеобразный парадокс. По сути это, конечно, не столица. Но если рассмотреть статистику отгружаемых товаров собственного производства, выполненных товаров и оказанных услуг в сегменте крупных и средних предприятий, на Закамский регион Татарстана, центром которого как раз и являются Челны, придётся доля в 86,5%, остальная территория Республики добавляет лишь 13,5%... Показательно, не так ли?
И вполне объяснимо. Закамье – это такие гиганты индустрии, как «КамАЗ», «Татнефть», «Нижнекамскнефтехим», «Нижнекамскшина». Сюда относится и особая экономическая зона «Елабуга». Да и названия крупных городов региона на слуху – Альметьевск, Бугульма.
Автокомплекс – сильная сторона Челнов. Здесь, благодаря КамАЗу, имеют свои представительства или производства ZF Trading, Knorr-Bremse, Federal Mogul и ещё ряд компаний мирового уровня. Да и легковое автопроизводство развивается – взять хотя бы группу Sollers, собирающую здесь Ssang-yong и Fiat.
Наконец, Набережные Челны – город с развитой инфраструктурой, победитель в этой номинации всероссийского конкурса муниципальных образований за 2007 год. А в текущем году Челны получили ещё и орден «Российская нация» за высокие показатели в социальном развитии и рост качества жизни.
Всё это делает относительно небольшой город – чуть более 500 тысяч жителей – привлекательным для серьёзных инвестиционных проектов. Именно такие регионы станут и уже становятся зонами экспансии автодилеров, заинтересованных в перспективных рынках.
Потому открытие дилерства для целого региона стало значимым событием. И для города, и для компании «Рось-Авто», в очень сжатые сроки построившей современный автокомплекс. Судите сами: строительство центра «Toyota» началось в октябре 2007 года. И, благодаря усилиям предприятия ООО «Рось-Авто», уже в августе 2008 года новый дилерский центр открыт, символическая лента перерезана, продажи стартовали.
Как это было
Конечно же, ярко и празднично. Уже потому хотя бы, что стильное здание общей площадью 8400 кв. м. расположилось сразу за «Торговым кварталом» (улица Королева, 20A), практически в центре города. И это – лучшее отражение принципа Toyota – «клиент – на первом месте», лежащего в основе единой концепции компании.
В торжественной церемонии открытия приняли участие Президент ООО «Тойота-Мотор» в России Томоаки Ниситани, директор департамента развития бизнеса Александр Безруков, директор компании «Рось-авто» Николай Алексеев, руководитель исполнительного комитета города Василь Шайхразиев.
Томоаки Ниситани в своём выступлении отметил, что компания «Тойота мотор» выбрала Набережные Челны не случайно: город развивается быстрыми темпами и автомобили Toyota пользуются здесь большим спросом. Директору компании «Рось-авто» Николаю Алексееву вручил символические ключи руководитель исполнительного комитета города Василь Шайхразиев.
Экскурсию для гостей и журналистов с закономерной гордостью за проделанную работу провёл господин Алексеев. Он особо подчёркивал, что новый центр – крупнейший в регионе и оснащён наиболее современно и полно. Здесь есть все условия для работы с клиентом: просторный демонстрационный зал имеет площадь 1300 кв. м., нашлось место и для удобной зона отдыха, и для детского уголка. Масштабы сервисно-ремонтного подразделения тоже впечатляют. Зона технического обслуживания имеет площадь 2 030 кв. м., рассчитана на 19 постов общего сервиса и на 3 поста с плунжерным подъёмником для мойки днища автомобилей. В кузовном цехе имеются две окрасочные камеры, одна из которых (5x8 м) — самая большая в городе. Все продумано так, чтобы организовать два независимых потока кузовного ремонта – отдельно малой сложности и отдельно — тяжёлого, затратного по времени и ресурсам.
Работает и специальная диагностическая линия оценки состояния ходовой части автомобилей. Дополняют сервисный центр большой склад запасных частей и подземная стоянка для товарных автомобилей.
По предварительным оценкам, центр имеет возможность для обслуживания и ремонта более двадцати пяти тысяч автомобилей в год.
Новый салон включает зал демонстрации автомобилей, зону технического обслуживания, подземную парковку.
|